Айсултан Сеитов: "Хочется показать миру, что у нас можно снимать больше, круче, качественнее"

 

QARA: иди и смотри

Автор: журнал BLVD

Опубликовано: 8.01.2019

Новый номер уже в продаже

Имя Айсултана Сеитова, создателя популярных клипов Ивана Дорна, Moldanazar, Noize MC и Jah Khalib, известно далеко за пределами Казахстана. Но покидать родную землю режиссер не намерен: не так давно, заручившись поддержкой друзей и коллег по цеху, Айсултан организовал творческое объединение QARA, в рамках которого талантливые молодые люди успешно производят музыкальные видео для местных и зарубежных исполнителей. Участники коллектива рассказывают о феномене QARA, работе на площадке и любимой музыке. 


QARA 1.jpg Aisultan Seitov 1.jpg QARA 4.jpg

Айсултан Сеитов

режиссер, сооснователь проекта QARA

QARA – творческое объединение, идея создания которого пришла ко мне в позапрошлом году. Мы успешно отсняли несколько клипов в Алматы, и я понял, что до этого момента к нам на съемки практически никто не приезжал. Захотелось показать миру, что у нас можно снимать больше, круче, качественнее, и одновременно создать комьюнити местных профессионалов.

Вдохновил меня и Киев – когда-то он был местом, куда прилетали снимать со всего мира. Чем мы хуже? У нас столько мастеров, столько возможностей, нужно лишь показать их, открыть имена, природу края, удивить всех. У истоков QARA стояли я, Андрей Распутин (CEO студии Anykey) и Азамат Дулатов. Андрей помогает советами, связями и всем, что касается продакшна. Аза взращивает новое поколение операторов. 

Я всегда горел идеей дать шанс молодым режиссерам попробовать себя. 

Что необходимо человеку, желающему стать частью QARA? Если ты по-настоящему талантливый и крутой – мы сами тебя найдем, так было со многими. Для меня в человеке очень важна способность к самодисциплине. Многие ребята, начинавшие снимать, не понимают, что помимо творчества существует громадная ответственность – сроки, камеры, питчинги, умение настоять на своем и делать все вовремя. Тут никто не придет к тебе и не даст в руки камеру, раскадровку, артиста – нужно уметь делать свое дело и знать, чего хочешь.

Aisultan Seitov.jpg

Я решил связать свою жизнь со съемками еще в лицее, когда выиграл свой первый фестиваль короткометражных фильмов. Обожаю съемочную площадку, очень люблю там находиться, составлять кадр, общаться с актерами. Я сразу понял, что это мое. 

Проекты запоминаются далеко не по масштабам. Однажды мы снимали в Бишкеке клип для группы "Джая Миядзаки". Бюджет был более чем лимитированным, у нас не было продюсера, даже локейшен-скаутинг ребята из группы делали сами. Собирали клип в буквальном смысле из того, что было. Ребята так верили в меня, и это оказался шикарный опыт! Особенно с позиции критического мышления – не работает одно, ты тут же должен придумать другое. 

Совсем другой размах был на съемках, например, рекламы Сoca-Cola. Само осознание того, что ты с легендарной группой "Мумий Тролль" и массовкой в двести человек стоишь на поле под Москвой в свои двадцать лет и работаешь над подобным проектом, не могло не заряжать. Целых три съемочных дня, абсолютно разные локации и три крутых артиста – такое не забывается.

Любому клипмейкеру с мозгами и амбициями рано или поздно захочется сделать большое кино. Как часто говорит Азамат – клипы забываются, а кино остается навсегда. Я считаю, что кино – это высокая кухня. Клипмейкинг – некий стрит-фуд, но и он тоже бывает классным. Если тебе есть что сказать зрителю, то ты пойдешь в кино. Я обязательно буду снимать кино.

Я сам – свой главный критик, мне не нравится почти ничего из сделанного. Не люблю свои работы – я бы все переделал, перекрасил, перелопатил!

В процессе формирования идеи я отталкиваюсь от ритма и содержания музыки. Долго слушаю трек и интуитивно набираю в голове идеи – отталкиваюсь от них и рисую в голове картинку. Иногда неделями ищешь вдохновение, накручиваешь себя, прописываешь варианты, советуешься с друзьями и коллегами. Путем бесконечных переделываний наконец выстраиваешь то, что хочешь снимать.

Определенно нужно любить музыку, с которой работаешь. Только тогда появляются крутые идеи для видео и в принципе желание снимать. Так было с треком I Got Love от Miyagi и Эндшпиля – он настолько мне нравился, что крутился в сети уже девять месяцев, когда я наконец убедил ребят, что нужен клип. Круто, если получается лавировать между разными жанрами, а не снимать для похожих музыкантов. Существует множество примеров, когда человек из другого, скажем, поля заходит в хип-хоп и переделывает все по-своему. Это свежий взгляд. Правил нет!


Макс Шишкин

режиссер

Учитывая, что моя первоначальная и единственная цель – это снимать большое кино, я не могу назвать себя человеком от киноиндустрии. Cейчас я на пути к цели. Просто с младенчества смотрел кино и знал, что хочу снимать свое, чтобы динозавр со Шварцнеггером на спине поедал космический корабль с джедаями и Чужими на борту. В индустрии клипов я чуть больше полугода и надеюсь, что долго не задержусь. Очень надеюсь. У жизни порой очень хреновое чувство юмора.

Первую короткометражку я снял в 2013 году. Ненавижу этот фильм. Он вбросил меня в творческий и личностный кризис года эдак на три. Лишь пару лет назад я, наконец, смирился с тем, что я не гений кино и не переверну игру (привет, юношеский максимализм и восторги дружбанов с района). Сразу стало проще жить, работать, творить и фокусироваться на задачах.

макс.jpg

У меня сейчас подход к созданию видео только один – залезть в голову к артисту и узнать, что он хочет видеть и как он позиционирует себя и свой образ. Наверное, потому я в основном работаю с Элджеем – мы нашли просто тотальный коннект и взаимопонимание. 

Снимать кому-то красивую картинку без смысла и цели мне не интересно – хочется, чтобы после съемок артист сказал, что теперь работает только со мной.

Если бы у меня была формула рождения идеи – я бы снял за этот год гораздо больше клипов. Методы разные: иногда это картинка в голове при прослушивании, иногда идея рождается после брифа от артиста, иногда перерабатываешь готовый сценарий под себя. Бывает, что проводишь мучительные две недели, поглощая материал – фильмы, статьи, фото, диалоги, мозговые штурмы. Иногда решение рождается из шутки в духе "А что, если вот так?", которая в итоге нравится всем и согласовывается в момент.

Топ любимых клипов менялся в зависимости от возраста. Величайший клип в истории – Black Or White Майкла Джексона, ничего круче не сделают никогда. Великие клипы снимают Rammstein, например, Ich Will. Они кинематографичны, они харизматичны, они бессмертны. Очень эмоциональный и красивый клип с шикарным ритмом сняли The Blaze на Territory. В самое сердце, не могу перестать его пересматривать. 

В моем проекте мечты много жестокости, музыки, фантастики, красок и минимум диалогов. Чтобы Шиа Лабаф и Бен Фостер играли братьев. Чтобы рейтинг только R. Чтобы азиатская эстетика. Чтобы ни одного русского лица на площадке, разумеется. Можно еще пару тонн груза, чтоб спустить меня на землю. Но не обязательно.

Азамат Дулатов

оператор

Лет в восемнадцать, я снимал короткометражки в Академии искусств, а к концу первого курса – уже дипломные работы для режиссеров-выпускников. За год я серьезно поднял свой уровень, и за это меня, конечно, не особо любили старшекурсники. Но мне было все равно, потому что я снимал, снимал и снимал.

В 21 год я работал над фильмом "999" в качестве оператора-постановщика. Было очень приятно, что мне тогда доверили снимать настоящее кино. Многие мои друзья-операторы из Франции, Бельгии, США не верят, что я снял свой первый полный метр, будучи таким молодым. Они до сих пор не верят мне, даже когда я показываю им этот фильм.

Азамат.jpg


Музыкальные видео для меня – что-то вроде тренировочной площадки. Идешь и оттачиваешь навыки, чтобы использовать потом их в большом кино.

 

Любить музыку, для которой снимаешь видео, совсем не обязательно. Сейчас большую часть моего плейлиста составляет классическая музыка. Еще интерес вызывают старинные песни казахского народа, а из молодых казахстанских исполнителей нравятся Moldanazar, Ninety One и Нуржан Керменбаев. Но это не значит, что я буду снимать видео только им. Необходимо понять смысл, прочувствовать атмосферу и погрузиться в мир, созданный музыкой, и тогда появится крутой клип. Пока у меня нет любимых клипов. Ни одного.

В проекте меня должны зацепить сценарий или режиссер. К моему большому счастью, время работы тупо за деньги прошло – я могу позволить себе выбирать то, что меня вдохновляет. Мне часто предлагают зарубежные съемки – например, во Франции или Бельгии, но я пока не тороплюсь туда. Мне нравится именно в Казахстане. Наверное, я патриот – тянет меня развивать именно нашу индустрию.

Мадиар Сатыбалдиев

oператор

Когда в моей жизни появилось объединение QARA, со мной случилась классическая история офисного работника, который рискует достаточно успешной карьерой в пользу независимости, свободы и творчества. Первые годы своей увлеченности съемками я совмещал хобби с основной работой, но постепенно пришло понимание того, что творчество в конечном итоге выйдет на первый план.

Со многими из ребят мы работали и до того, как начали совместную работу в QARA. С Айсултаном Сеитовым мы сотрудничали на проекте Noize MC, причем тогда мы с Алией выполняли роль продюсеров. Моим первым сотрудничеством с творческим объединением в качестве оператора-постановщика стал клип группы "Пицца" на песню "Это хорошо". На этом проекте мы познакомились с режиссером Максом Шишкиным – тогда и закрепился основной творческий костяк команды, с которым мы работаем по сей день.

мадиар.jpg


Основная сила нашего творческого объединения – это отношения внутри коллектива.

Мы в первую очередь друзья – и только потом коллеги. При этом каждый из нас, если ситуация того требует, готов пожертвовать собственным гонораром в пользу проекта. Иногда съемки музыкального видео оборачиваются сплошными компромиссами – в режиссуре, сценарии, воплощении. Здесь приходит на помощь желание всей команды работать на результат и идти на жертвы ради общего дела.

Одной из самых запоминающихся локаций для меня стал зимний курорт Боровое, когда температура там упала до -40°C. Мы снимали короткими вылазками, максимум по двадцать минут. За это время жидкие кристаллы в мониторе успевали замерзнуть практически до эффекта статичного изображения. Каким-то чудом техника, отогреваясь, продолжала работать, и мы смогли снять все, что было необходимо. 

Из музыкальных видео эталонным с точки зрения визуальности для меня стал клип Майкла Джексона на песню Who Is It. Эпоха MTV, которую я застал, заставила навсегда полюбить клип на трек Learn To Fly группы Foo Fighters – тут я субъективен, но с этим ничего не поделаешь. И Jamiroquai – Virtual Insanity, это видео очень круто сделано именно технически. 

Олжас Баялбаев

режиссер

В детстве мне постоянно твердили: "Тебе надо стать актером". Прежде чем связать свою жизнь с кинопроизводством, я пробовал себя в разных сферах, на разных факультетах, пытался стать дипломатом, брал актерские классы. В какой-то момент поступил на режиссуру по программе "Болашак", и это было попадание в точку.

У музыкальных видео есть преимущество – это его размер, ведь молодой режиссер не может сразу взяться за полнометражный фильм. Но если ты стараешься изо всех сил расти и пробовать что-то новое, клипы помогают отточить стиль, неплохо дополняют портфолио. Нужно, чтобы песня, на которую ты снимаешь клип, тебя качала, иначе ничего не получится.

олжас.jpg


Я считаю, что настоящий художник не пойдет на компромисс. Но себя я к настоящим художникам никогда не относил, не отношу и даже не уверен, что буду относить. Я просто делаю то, что мне нравится, и не пытаюсь повторять за кем- то.

 

Компромиссы – часть моей работы, в первую очередь из-за ограничений в бюджете, и это больно бьет по самолюбию. Бывает, лучшие идеи хоронят из-за нехватки средств. 

У меня есть несколько любимых клипов. Это DATA – Don’t Sing, где есть все – классная история, актерская игра, гениальный параллельный монтаж, крутая развязка. На втором месте группа The Shins и клип на Simple Song с невероятно интересным сценарием. Третий – клип Элджея на песню 1love, это работа моего друга Макса Шишкина, большого любителя визуальных отсылок. 

Проект моей мечты – фильм о настоящих отношениях между мужчиной и женщиной. Верность, ревность, актуальные во все времена. Хочу, чтобы в конце этого фильма каждый зритель почувствовал, что любовь – самое прекрасное чувство на свете. В своем фильме я был бы рад снять Владимира Львовича Машкова и очень сильную казахстано-европейскую актрису Елену Тронину.

 

Алия Косаева

продюсер

Помню, как впервые попала на съемочную площадку – меня позвали помочь по художественной части. Это было музыкальное видео для казахстанского исполнителя Диаса Аблаева на его песню "Жанарында", а режиссером выступал Малик Зенгер. Было сложно и очень увлекательно. Мир кино, музыкального видео и съемочной площадки в принципе не похож на то, что мы видим в реальной жизни. К слову, на то, что мы позже видим на экранах, он тоже не похож. Больше всего моя реакция на этот мир была похожа на любовь с первого взгляда. Я осознала это – и осталась.

С продюсерами все понятно – если проект сложился, значит, ты справился. Если вся группа после съемок выглядит счастливой, а после сдачи материала так же выглядят и заказчики – это показатель, что можно себя похвалить. 

алия.jpg


Продюсер – это универсальный помощник, человек, который знает, как все и всех собрать и разобрать так, чтобы остальные думали только о креативе. Возможно, со стороны и правда кажется, что мы – наименее творческие части команды, но иногда решение определенных проблем требует от тебя всего креатива, на который ты способен. 

Каждый проект индивидуален. Клип – это забег на короткую дистанцию, и это касается всего. За короткое время ты ставишь большие задачи, при этом команда у вас более чем компактная. Подобные темпы на полном метре могли бы всех нас просто убить. 

Идея. Это то, без чего для меня проект невозможен. Если я загораюсь идеей, то из кожи вон вылезу, чтобы реализовать проект вопреки любым трудностям. 

В моем идеальном мире я участвую в съемках фильма с идеальной художественной составляющей. Эдакий "Отель "Гранд Будапешт" или фантастическая многомерная сказка в стиле "Гарри Поттера".

Тимур Дулатов

режиссер

Мне было не больше пятнадцати, когда мой брат Азамат Дулатов, оператор, впервые взял меня с собой на площадку, где снимали музыкальное видео под руководством Аскара Узабаева. Съемки проходили на "Казахфильме", и все было абсолютно волшебным: яркие прожектора, художники, которые впопыхах готовили площадку, гримеры, которые красили еще тогда молодую группу RinGo. Атмосфера всего происходящего пленила мою душу, и с того момента больше не отпускает.

С братом мне повезло. Первые любительские работы он снимал и монтировал с кассет miniSD, а я ему помогал и даже снимался в одной из них. Рядом с ним я действительно понял, что такое вкус, а еще – каким нелегким путем достигается тот самый результат. Брат всегда поддерживал меня и мои сумасшедшие идеи. Он мой Супермен.

тимур.jpg


Однажды от Айса поступило предложение снять клип для T-Fest на композицию "Иностранец". Я некоторое время не мог поверить, что мне достался такой шанс. Мы с братом долго обсуждали идею клипа и остановились на том, что персонаж должен идти по миру, проходя через множество групп других героев, среди которых он чувствует себя чужим. Было очень комфортно работать в такой команде – Андрей Распутин выступил в качестве продюсера, Айзат Сарсембаев, стилизовавший героев, не просто воплотил наши идеи в реальность, но и умудрился использовать отечественные бренды, Юля Кравченко прекрасно справилась с художественным оформлением всех локаций. Команда и исполнитель оказались на одной волне, и это было круто.

Как таковых правил для работы над клипом у меня нет. Чтобы начался прогресс и родилось что-то действительно новое и революционное, нужно прыгать выше собственной головы.

 

Скучно загонять себя в рамки – если бы это было по мне, давно начал бы просто работать где-нибудь на телевидении. В клипе важно, чтобы видео по своей атмосфере и наполнению в точности передавало состояние, о котором поется в композиции. Главное – не бояться экспериментировать, не забывать спрашивать себя – "А что, если?" Ведь если ты не попадешь в точку, то зритель останется неудовлетворенным. Ну а самое главное, чтобы клип понравился вашей маме!

Полную версию интервью читайте в журнале BLVD

Текст: Александр Медведев

Фото: Баурджан Бисмильдин

MUAH: Галия Бегеева

 

aaa

Присоединяйся к сообществу BLVD X: