"Мои картины – это флаги для людей, которых не принимают"

 

"Мои картины – это флаги для людей, которых не принимают"

Автор: BLVD X

Опубликовано: 26.10.18

Пластик как символ ЛГБТ и казахские национальные узоры на одном полотне. Художница Айка Ахметова рассказывает, как в ее работах появился этот микс, и почему сексизм в искусстве – еще не повод опускать кисти.

Как понять твои работы? О чем ты в них рассказываешь?

Когда я была тинейджером, у меня состоялся первый разговор со взрослым о нетрадиционной ориентации, о лесбиянках. Мне сказали: "Женщина должна родить ребенка, это твоя главная цель в жизни. Если ты этого не делаешь, ты не приносишь пользу обществу. Лесбиянки – женщины, которые не могут продолжать свой род. Они как пластиковые бутылки: не разлагаются, а только загрязняют планету". 

Мне это врезалось в память, и сейчас в своих работах я думаю о цвете как о пластике. Я пишу их акрилом, но представляю "пластиковыми". Все мои работы – это флаги для людей, которых не принимают.

aika-inside-1

Айка во дворе дома, где она выросла

aika-inside-2


aika-inside-3

   



Почему многие люди не понимают современное искусство? 

Вокруг него сейчас странная обстановка – все эти белые стены, чистые здания с картинами, которые стоят миллионы долларов. Это сковывает людей, они боятся показаться невоспитанными, и из-за этого идет агрессия: "Я этого не понимаю, значит, это фигня". И искусство само в этом немного виновато.


Как оценивать картины современных художников?

Строение вкуса начинается с детства. Цвета, на которые ты смотрел, вещи, которые носила мама – все эти привязанности субъективны. Поэтому я считаю, что нет правил для искусства, оно тоже очень субъективно.

aika-inside-4


aika-inside-5

 

Искусство просто должно быть близко к сердцу. Картина, которую ты решаешь купить домой и жить с ней как с человеком, должна тебе нравиться.

 

Как бы ты описала свое поколение?

Мое поколение очень интересное просто из-за того, что мы первыми родились в Казахстане, а не в Советском Союзе. В детстве я была свидетелем новой страны, которая еще не встала на ноги. Мама часто рассказывает мне, как это было: люди отчаялись, не видели хорошего впереди. Они не строили больших планов на будущее, а просто думали, что будут есть завтра и послезавтра. 

Наше поколение это помнит. Но еще мы помним технологический рост. Мы видели, как развивался интернет, появлялись и менялись сотовые телефоны, мы играли на первых Nintendo. Мне кажется, поэтому мы понимаем: есть шанс, что прогресс пойдет дальше. 

Старшее поколение считает, что «все идет в задницу». Роста больше не будет, у нас кризис, и доллар опять скачет… А у нас есть надежда, что можно что-то изменить. Причем без долгого обдумывания: "А что, если…"

Что делать, если тебя как художницу не принимают всерьез, просто потому что ты девушка?

Моя учительница говорит так: люди найдут, в какую коробку тебя поставить. "Неформал", "женщина", "азиатка"… Она учит меня тому, что всегда можно свои минусы повернуть в плюсы. Не думать: "Я женщина, из-за этого у меня не получается, меня не зовут на выставки", а подогревать к себе интерес. Заявлять: "Я женщина-художник. Я казашка. Таких мало. Приглашайте меня!"

aigerim_akhmetova_014.jpg aigerim_akhmetova_010.jpg aigerim_akhmetova_006.jpg aigerim_akhmetova_012.jpg aigerim_akhmetova_015.jpg

Фото: Унгарсын Сыздыков
Видео: Абулхаир Распеков

 

aaa

Присоединяйся к сообществу BLVD X: