МУЗЫКА НАС СВЯЗАЛА

Наше счастье — жить такой судьбою...
Кто они — современные "бременские музыканты"?
Webp.net-resizeimage (87).jpg
Наверное, уже нет таких людей, которые бы не встречали на своем пути уличных музыкантов. Каждый раз, проходя по главным улицам или подземным переходам больших городов, вы улавливаете звуки различных инструментов. Будь то гармошка или гитара, флейта или скрипка. С самого детства каждому из нас знаком романтический образ странников, приносящих смех и радость людям. Явление, традиции которого уже несколько столетий, но которое до сих пор актуально. Уличные исполнители давно стали неотъемлемой частью современной городской культуры. К сожалению, в потоке будничной суеты мы зачастую их просто не замечаем, пробегая мимо по своим делам. Так кто же они — современные “бродячие артисты”, жертвующие свою жизнь музыке?

Для начала надо уточнить, что данные исполнители делятся на несколько категорий: первые — это профессиональные музыканты с академическим образованием, которые либо учатся в специальных вузах и пытаются как-то заработать себе на хлеб, либо уже получили диплом, но по причине жесткой конкуренции в мире большой музыки не смогли найти себя. Не желая работать в офисе, они отправляются в ближайший подземный переход, чтобы хоть как-то оправдаться перед самим собой. Раньше я думала, что человек с высшим музыкальным образованием — непременно гениальный, творческий, не от мира сего инопланетянин. Пообщавшись с ними, я поняла, что тех, у кого внутри живет гений или просто пылающий идеями сумасшедший, не так уж и много, а точнее — почти нет. За примерами идти далеко не пришлось, ведь в Лондоне уличных исполнителей предостаточно.

На многолюдной Leicester Square я встретила двадцатилетнего Джона, студента Royal Academy Of Arts, который уже больше года покоряет городскую публику эффектным вокалом и виртуозной игрой на скрипке. Как ни странно, никаких романтических иллюзий молодой человек не питает. Главной целью Джона на данный момент является получение диплома и работа в оркестре, а уличные выступления являются лишь финансовым бонусом. Оставшиеся в родном Эссексе родители оплачивают обучение, в остальном же он полностью полагается на себя. Решив, что талант всегда в цене, а в дорогостоящем и многолюдном Лондоне каждая монета на счету, студент решил побороть смущение и испытать свой талант. Самым удивительным, говорит Джон, оказалось невероятное дружелюбие людей, которое помогло освоится и даже втянуться. Несмотря на то, что большинство прохожих игнорирует музыканта, смущенно отводя глаза, многие искренне слушают и даже вступают в диалог. По словам Джона, самыми щедрыми и благодарными зрителями являются туристы и дети, которые любят фотографировать, а иногда и подпевать (что касается туристов — особенно после визита в паб). Именно поэтому, да и ради безопасности, Джон всегда играет в очень людных центральных точках города, заранее договариваясь с местными полицейскими. Дарить окружающим музыку и получать хоть какие-то дивиденды ему нравится, несмотря на невероятную усталость после трех-четырех часов выступлений в не всегда благоприятных погодных условиях. Таким образом за два часа можно заработать в среднем 30-40 фунтов. Самым приятным в этой работе Джон считает полную творческую независимость, непосредственное общение и новые знакомства. Джон надеется, что этот опыт поможет ему в будущем, но долго задерживаться на улице не желает. Стремление играть в Royal Opera House не дает молодому музыканту покоя. Думаю, его коллегам, которым не удалось устроиться работать по профессии, должно быть очень непросто — проделать такой путь и остаться не у дел (в общем-то, это можно сказать о любой профессии). Будем надеяться, что Джона такая судьба не постигнет.

Упомянутые выше “инопланетяне” с поющим в голове ветром, которые ходят в разных носках и едят раз в день, одним словом — люди, существующие в другой реальности, в своем уникальном мире, парящие над жалкой системой, не подвластной их пониманию, — тоже всё-таки существуют. Их можно отнести ко второму типу — это хиппари, романтики, непризнанные гении, асоциальные поэты и художники, люди абсолютно разных возрастов, живущие по своим внутренним законам. На мой взгляд, это самые настоящие дети искусства. Они не работают, а живут тем, что делают — играют ли они на флейте, поют под барабан или просто танцуют с ветром. Конечно, от денег они не отказываются, материальный мир никуда не делся. Но для этих людей деньги не самое важное, главное — сам процесс, то, как ты начинаешь петь, как твой голос разлетается по переходу, как сливается со звуками гитары, как все это превращается в некую энергию. Это какое-то волшебство, данное свыше. Когда есть гармония в звучании, тогда появляются и слушатели. Зрители при этом находятся совершенно разные, ведь музыки хотят все, а эффект хорошего исполнения действует на всех одинаково — независимо от статуса и социального положения. Артист в переходе не только выступает, он “лечит уставшую от серости толпу”. Для многих это — психологическая разрядка, ведь услышав неожиданно красивую или даже нелепую мелодию, невозможно не улыбнуться. Люди подходят и просят что-то сыграть, слушают, дают деньги, некоторые танцует и даже рассказывают свои истории. Исполнитель нуждается в публике и благодарен любому, кто не прошел мимо.

Несложно догадаться, что такое занятие музыкой не является стабильной карьерой и большой прибыли не приносит. Зачастую художник, творец на самом деле буквально оказывается голодным. Несмотря на это, есть несколько причин, почему исполнители занимаются этим непростым делом. В первую очередь, это банальное желание побороть свой страх перед сценой и людьми, а заодно — и не менее банальное желание научиться концентрировать на себе внимание потенциальных зрителей. Так что, так или иначе, без смелости тут не обойтись. К тому же особенно это актуально для студентов. Данный опыт в любом случае повышает качество исполнительского мастерства и может послужить хорошим толчком в их карьере. Так как этим делом занимаются все же люди творческие и отчасти наивные, большинство надеется что их все же заметят продюсеры и предложат контракт. Хотелось бы добавить, что уличное исполнение — это, конечно, серьезная школа жизни и проверка на прочность. Необходимо обладать физической выносливостью, моральной устойчивостью, определенным складом души. Бродить по свету, зарабатывать музыкой на жизнь, играя на улицах разных городов… Романтика, на которую способен далеко не каждый. Тем более, в мире виртуальной реальности и spotify. Поэтому в следующий раз не проходите мимо и вслушайтесь. Вашей улыбки и символичной платы будет достаточно, чтобы эта обаятельная, пусть и пахнущая нафталином, традиция продолжалась. Ведь музыки много не бывает.