Maverick Maverick Maverick

ARCHETYPE — ПЕРВЫЙ В СВОЕМ РОДЕ

Роландас Ключинскас в проекте MAVERICKS: ARCHETYPE — ПЕРВЫЙ В СВОЕМ РОДЕ
В 1887 году Вильям Грант основал дистиллерию Glenfiddich в Шотландии. Заручившись поддержкой своих девятерых детей, он создал компанию William Grant & Sons, которая является сегодня одной из немногих сохранившихся семейных компаний по производству односолодового напитка в Шотландии. Как и Вильям Грант, герои проекта — настоящие mavericks — первооткрыватели, которые не боятся рисковать и менять правила игры. Вторым героем стал Роландас Ключинскас известный архитектор родом из Литвы, 12 лет назад обосновавшийся в Казахстане и ставший одним из основателей студии Almaty Vilnius Architects. Своим видением прошлого и будущего архитектуры Алматы он поделился в интервью BLVD.

Алматинцев можно назвать чемпионами по ностальгии. Многие считают, что естественный процесс перестройки лишает город определенного шарма. На мой взгляд, это естественный процесс, без которого не обойтись. Что вы думаете об этом

Это вопрос скорее каких-то “человеческих” моментов. Алматы ведь город большой, а мы же смотрим только на центр. Потому что именно он формирует общее настроение города. Если говорить о нем, то он начал разваливаться где-то в 2000 годах. Увеличилась концентрация жителей, соответственно и автомобилей стало больше. От чего и экология пострадала. Поэтому мне пришлось 7 лет назад переехать из центра чуть ближе к горам. А вот старый Алматы мне очень нравится, он напоминает старинные европейские города. Хотя во время советской инвазии он, конечно же, пострадал. Как и в других постсоветских городах, тут так и не появилось одной центральной улицы со всей торговлей и прочими общественными местами. А это на мой взгляд жизненно важно.

 

А помните шумиху вокруг кинотеатра Алатау, который перестроили в Макдональдс? Макдональдс — это вообще этически эмоциональный ряд.

Я смотрю на это немного шире. Когда появляется Макдональдс, тогда и город начинает котироваться в современном мире. Макдональдс — показатель того, что Алматы вышел на серьезный уровень. Может и звучит смело, но это показатель. Концепт Макдональдса же заключается больше в том, чтобы попользоваться wifi и поговорить. Там ведь нет алкоголя и никогда не было. Если убрать лого, то останется хорошо разработанная для общения комфортная среда.

 

Действительно. Если убрать поднадоевшую вывеску, все осознают, что это действительно классное место.

Вы поймите, ведь над такими проектами работают профессионалы самого высокого уровня и задействованы огромные суммы. Это же франшиза. Поэтому они уже столько лет на плаву по всему миру.

 

Возвращаясь к Алматы. У вас есть любимые здания в городе? У нас в основном все любят площадь с памятником Абая, гостиницу Казахстан, Дворец Независимости. Считается, что это ансамбль.

Согласен. Просто в 70-75-х годах качественной архитектуры появлялось больше, потому что было больше контроля. К примеру, гостиница Казахстан — мастерски прорисованный комплекс. Такого уровня архитектурные решения сегодня трудно найти. Современная архитектура, к сожалению, очень потребительская и построена на логике, что клиент — эксперт во всем. А должно быть так — у меня есть знания, у заказчика — деньги. В постсоветском пространстве профессия архитектора потеряла свое прежнее значение. Если 30 лет назад архитектор мог решить, как дальше будет развиваться определенная жилая среда, то сейчас такой влияния нет. На мой взгляд это плохо, от этого города дичают. И таких примеров уйма.

 

А вы помните своё первое впечатление об Алматы? 

Я всегда улавливаю и запоминаю такие моменты. Переехав сюда в 2003, я сразу приметил, что город очень зеленый. Я ведь приехал из Литвы, а у нас дуб — святое дерево. У вас же весь Достык в них. Также в глаза бросились масштаб и окружение города: горы,степь... Алматы мне кажется похожей на остров, потому что здесь жизнь обособленная — островная. Ритм здесь отличается от других городов Казахстана. Он уникальный и у него фантастический функционал, только надо более бережно за ним смотреть и доверять архитекторам-профессионалам. С таким подходом город “выздоровеет”. Всё для жизни есть, требуется лишь немного уважения.

Как раз об уважении и подходе. Насколько важна ментальность клиента? у вас же есть возможность сравнить заказчиков?

Схема общения всегда общая. Важно, чтобы был потенциал для диалога, ведь из него потом рождается продукт. Один архитектор сам не управится. Я всегда говорю, что клиент — не менее важный фактор в создании финального продукта.

 

Наши люди еще не научились вести диалог?

В тех проектах, которые мы разрабатываем, диалог всегда ведется.

 

А ваше сотрудничество с Parmigiano Group? Можно ли говорить о высоком уровне профессионального общения? 

С момента основания компании мы стараемся оставаться верны профессионализму и работать бескомпромиссно. Не люблю и не понимаю фраз вроде "давайте что попроще", "ой, нам так не надо" или "сделайте, как мы обычно делаем". Архитектура же, кроме таланта, требует опыта и огромнейшего багажа всякого рода знаний — начиная с социальных и заканчивая техническими. К тому же, ты несешь ответственность за результат. Ну а он из-за компромисса страдает. 

Учитывая это, каким должен быть проект, чтобы вас заинтересовать? И есть ли проект в Алматы, который вы с удовольствием включаете в портфолио? Может быть даже гордитесь?

Все проекты, которыми мы занимаемся, в первую очередь вызывают в нас гордость. Это ключевое условие.

 

А как в вас гармонирует рациональный подход и эмоциональное творчество? Чего больше? И когда нужно включать одно, выключая другое?

Отлично гармонируют. Когда владеешь инструментом, мелодия рождается достаточно легко. Импровизировать можно и на паре нот. Однако, до столь свободного исполнения надо еще дойти. Как Антонио Жобим, например, у которого с 3-х нот появляется девушка… Это такой святой момент. Меня часто спрашивают — “легко ли вам это дается?” Нелегко, но определенный опыт помогает. И все равно никогда не перестаешь переживать — прав или нет. 

 

И это от этих решений, которые даются нелегко, зависит качество жизни людей?

Да, и эта внутренняя ответственность терзает. Мне хотелось бы вернуть культуру соседского общения, где важна каждая мелочь. Если об этих мелочах будут задумываться, тогда импульс общего развития поступит и за пределы нашего Esentai City. 

Именно с Glenfiddich начинается история односолодовой категории. В 1963 году Сэнди Грант Гордон, правнук Вильяма Гранта, отправился в Нью-Йорк и произвел революцию, познакомив мир с Glenfiddich Straight Malt. Glenfiddich производится на дистиллерии уже более 125 лет и на сегодняшний день является самым титулованным в своей категории в мире.


Интервью | Бисетаева Далель.

Фото | Олег Зуев.

 

comments powered by Disqus