• BLVD

БИТ ИЛИ НЕ БИТ

Эти музыканты живут в четком и неповторимом ритме мелодий, которые сами же и создают. Они могут называть себя битмейкерами или композиторами, но смысл сводится к одному: такие парни двигают музыку в Казахстане вперед. И темп они взяли поистине бешеный.

Фото Анвар Ракишев; Стиль Айнур Джумабаева; Груминг Талиана Ширак.

 

CELESTIAL WHALES
Данил Солдатов & Евгений Рукавичников

Наша основная работа – это прежде всего продюсирование, мы помогаем другим талантливым ребятам найти самих себя и не похожее на других звучание. Сегодня музыка – это синтез разнообразных направлений, где все стилистические рамки стерты. Наверное, в этом и есть единственное преимущество современной музыки. Мы действительно можем использовать и смешивать все, что захотим. В этом есть некая алхимия.
 
Сэмплы – это неотъемлемая часть треков Celestial Whales. Однако сэмплы, которые вы слышите в нашей музыке, мы в основном создаем сами. Мы считаем, что современный музыкант просто обязан быть в курсе всех новых тенденций.
 
Это настоящая утопия – считать, что музыкант, использующий «модные» звуки, автоматически достигает успеха. Для начала нужно получить энциклопедические познания в музыке и найти для себя ориентиры. В этом деле нельзя быть профессионалом, имея лишь поверхностные знания о музыке.
 
Когда мы работаем вместе с каким-то артистом, для нас на первое место выдвигается его честность, искренность. Мы должны сами поверить в то, о чем говорит исполнитель своей музыкой. Она должна передавать внутренний мир автора, и если его внутренний мир беден, то и музыка будет неинтересна. Самое любопытное, что при этом он вполне может быть виртуозным исполнителем. Важны харизма, характер, а музыкальные таланты мы как продюсеры и помогаем развивать – в этом наша функция. Но на самом деле момент «зацепило – не зацепило» очень сложно объяснить, это какой-то подсознательный аналитический процесс. Просто слышишь и понимаешь – или этот исполнитель вызывает в тебе поток эмоций, или нет.
 
По такому принципу мы постоянно работаем с Molto Loud, Far In Gate, Nar. Любимчиков нет, они все очень самобытные и разные, каждый из них создает особую атмосферу, у каждого уже есть группа преданных слушателей. В этом плане мы не считаем их конкурентами: единственный критерий, по которому ведется какой-то отчет, это выступили ли они как артисты и музыканты на все сто процентов. С ленивыми ребятами, теми, кто не живет своим делом, мы работать тоже не станем.

Если от трека не «прет» – выкинь его и приступай к следующему. Цепляющая, качественная музыка, как и профессия музыканта в целом, может и должна приносить доход. Все, что для этого нужно – быть преданным своему делу на сто процентов, любить музыку и испытывать страсть к созданию нового. Мы занимаемся только музыкой – и даже не помним, чтобы мы занимались чем-то другим.

  • На Даниле:
  • бомбер, Sandro, брюки, собственность Данилы;
  • На Евгении:
  • бомбер,брюки, все Sandro,
  • лонгслив, кеды, все Zadig& Voltaire.

 

  • Вся одежда – собственность героя.
  •  

ELDAR-Q
Эльдар Каскабасов

Отслеживать музыкальные тренды и направления так или иначе сегодня приходится каждому музыканту – потому что сейчас такое время, когда новые поджанры открываются практически каждый день. Насколько «модным» будет звучание музыки, которую создаю я, зависит исключительно от специфики проекта, с которым я в данный момент работаю. Стараюсь развиваться во всех направлениях, не придерживаясь какого-то конкретного – мне интересно все, начиная от живой музыки, рока, джаза, фанка и тому подобных стилей, до электронной музыки в стиле trance, deep house, EDM, и я люблю их смешивать.

На мой субъективный взгляд, разница между композитором и битмейкером заключается в видении музыки в целом. Битмейкеры часто прибегают к помощи сэмплов или элементов из других песен – берут их за основу и делают из них что-то свое. Композиторы же стараются сочинять музыку с нуля таким образом, чтобы заинтересовать слушателя и сделать так, чтобы ее можно было слушать в принципе без голосового сопровождения.

О существовании общепринятых критериев оценки мастерства битмейкеров я никогда не слышал, но лично для меня одним из главных параметров всегда была оригинальность – использование нестандартных мелодий, ударных партий и так далее. Со временем, хочет музыкант того или нет, у каждого вырабатываются собственные фишки, к которым он время от времени прибегает и благодаря которым его работы становятся узнаваемыми.

Сэмплы я использую в двух случаях: когда нет вдохновения или когда отрывок из определенной песни вдохновляет сам по себе – так и просится, чтобы ты его вырезал и переделал на свой лад, это случается с песнями, которые я люблю и часто слушаю. Ну а в первом случае я беру сэмплы из интернета, иногда даже методом случайного поиска. Мне кажется, при желании можно обыграть любой сэмпл, и я время от времени этим пользуюсь.

В совместной работе с артистами я, конечно же, всегда ценю отношение к себе в первую очередь не как к музыканту, а как к человеку. Если артист будет вести себя надменно, не пойдет на контакт – я работать с ним не стану, и неважно, о каких деньгах идет речь. Поверьте, у меня уже есть небольшой «черный список». 

Я уверен, что песню встречают по мелодии, а провожают по тексту. Главное, чтобы хорошо звучал голос, а текст при необходимости можно и переписать. На данный момент я плотно работаю с двумя разными артистами, это Райхана Мухлис и Jamaru (Рустам Джамбакиев). Их творчество никак не пересекается между собой, но мне очень нравится с ними работать – Райхана пишет отличные тексты и поет на английском, а Рустам – на русском.

Процесс создания музыки к песням проходит по-разному. Я пишу музыку чуть ли не каждый день и иногда просто откладываю ее до лучших времен. Спустя какое время появляется возможность показать ее подходящим артистам – так было с песней «Давай улетим далеко» исполнителя Jah Khalib. Иногда я добавляю какие-то элементы аранжировки к наработкам самого исполнителя, которые он приносит с собой – конечно, если мне нравится идея. Текст обычно пишется или в процессе, или после написания музыки.

Про заработок от творчества такого рода не хочется даже говорить – слишком слабо у нас развита эта сфера бизнеса. Но я верю, что при хорошем промоушне и маркетинге любой талантливый музыкант, который отдается своему делу с душой и не жалеет своего времени, может жить только за счет музыки. Ну а если музыка хорошая, то она в любом случае «выстрелит».

JAMAL & GANJA
Бахтияр Куспеков, Азиз Алпысбаев

Наш основной проект, Jamal & Ganja, начинался с андеграунда, как настоящая рэп-команда. Мы продолжаем его поднимать, на данный момент это происходит вместе с вайнером ALOИ, но решили сменить направление на более танцевальное, стали больше ориентироваться на поп-индустрию. Мы не критикуем существующий сегмент музыки, к которому себя относим, а просто пытаемся внедрить в него что-то новое и позиционируем себя именно так.
 
У нас уже выпущено несколько достаточно удачных совместных работ – это релизы с певцами Таниром и Соном Паскалем, с певицей Луиной. Наш ведущий проект на данный момент – это коллаборация с Bika Breezy, в которой мы полностью отвечаем за музыкальную составляющую: пишем слова, придумываем мотив, полноценно продюсируем звук. Со стороны самой Биназир нас благодаря этой коллаборации поддерживает Gazgolder – так как Bika Breezy работала с командой Басты. С ее помощью мы съездили в Москву и вместе с участниками Gazgolder записали трек «Неважно», который они нам свели и поддержали репостами. Самое любопытное, что с их стороны вся эта поддержка – исключительно дружеская, мы пока даже не подписаны на этот лейбл. Просто Баста – такой человек. Биназир познакомилась и выступала с ним в Москве, и после этого стала для него своей.
 
В данный момент все, что нам необходимо, это постоянно работать над собой, своими треками и регулярно выпускать свежие релизы. Загадывать пока ничего нельзя, это бессмысленно, ведь мы, несмотря на определенный срок работы в музыкальной индустрии, все еще находимся на стадии, скажем так, раскрытия. Откровенно говоря, без инвестиций наш проект остается голой мечтой. Мы мечтаем выйти на зарубежный рынок, и интернет нам в этом помогает, но круче взаимодействия с человеком лицом к лицу, обмена реальной энергетикой нет ничего. Работа в интернете, с кем бы она ни происходила – это всегда только процесс купли-продажи, далекий от творчества. Неоднозначен он и для музыкантов, которые работают с нами – если ты не участвуешь в процессе создания музыки, то рискуешь, получив и прослушав готовую запись, сильно удивиться результату.
 
Сейчас мы поглощены экспериментами над музыкой и звучанием, которое соответствует вкусам каждого из нас. Азиз зачастую отвечает за гармонию и именно музыкальную составляющую, а я – за общую идею, настроение трека, техническую сторону – структуру, монтаж, нарезку. 
 
Иногда бывает забавно вспомнить, как все начиналось. Еще школьниками мы на каникулах пытались записывать какие-то мелодии, и это было забавой, которая переросла в большой профессиональный интерес. Тогда не было интернета, диски с новой музыкой нам привозили из США – и какой-нибудь новый релиз Jay-Z мы могли слушать и изучать неделями. Покупали пиратские сборники, писали видеоклипы на кассету с музыкальных каналов и бесконечно их смотрели. 
 
Сегодня нас вдохновляет, например, Kanye West – грандиозный экспериментатор от Бога. У него огромная аудитория, и при этом у него нет рамок – его невозможно смутить модой или традициями, он делает что-то новое без оглядки на мнение большинства и несет этот новый продукт в массы. Это достойно уважения, и эта точка зрения на творчество нам очень близка. 

 

  • На Азизе:
  • поло, кеды, все Fredd Perry (BRUX STORE); брюки, NIKE
  • (BRUX STORE);
  • На Бахтияре: футболка, брюки, кроссовки, все NIKE
  • (BRUX STORE).
  •  
  • Бомбер,
  • SANDRO.
  •  

ELECTRIC CHILD 
Виталий Угай

Разница между битмейкером и композитором, на мой взгляд, принципиальна. Композитор пишет полноценную музыкальную композицию, а битмейкер – лишь ее составляющую. Себя я отношу к композиторам, хотя на вопрос о собственном стиле и направлении ответить до сих пор не могу. С одной стороны, подходит простое слово electronic, но за ним стоит огромное число жанров и поджанров. Я пишу музыку, которая нравится в первую очередь мне, стараясь не быть одножанровым музыкантом. Хочу, чтобы люди прыгали под нее на моих концертах, но в то же время – чтобы им было приятно слушать ее в наушниках наедине с собой. Одного жанра я точно избегаю – это EDM.
 
А вообще, музыканты всегда копировали друг друга. Можно это называть вдохновением, криптомнезией или сэмплингом. Мне по душе синтез звука, создания нового звучания буквально из ничего. Записать звуки стиральной машинки, добавить эффектов – так может родиться чудесный звук для новой песни. Это же химия! А если использовать сэмплирование – то, пожалуй, только в вокале, люблю превращать вокальные партии в мелодии. В последние годы это очень модная фишка в поп-музыке, и она меня зацепила. При этом огромное количество «модной» музыки мне не нравится, поэтому быть похожим на нее по звучанию я не стремлюсь. Все, что нужно – это делать уникальные вещи, одновременно свежие и необычные. Раньше, вероятно, можно было бы выпустить что-то похожее на работы других людей, но сейчас, когда музыкальный рынок переполнен – такое не пройдет. Здесь жизненно необходим узнаваемый почерк. 
 
Сегодня я плотно сотрудничаю со своим знакомым из Лондона, чей вокал иногда появляется в моих песнях. Вообще, мне нравится работать со всеми – у каждого свои плюсы. А вот коллаборацией с артистом, который во главу угла ставит жажду наживы, меня не заинтересовать.
 
Музыкальная композиция – это в своем роде слоеный пирог. Неважно, с какой части ты к нему подберешься – результат окажется одинаковым. Иногда я сначала пишу текст, а потом музыку, бывает и наоборот. Главное – ощутить в финале, что получилась цельная структура.

Концертная культура в Казахстане только развивается, но уже сейчас на этом можно делать неплохие деньги. Это позволяет мне заниматься только любимым делом, не отвлекаясь на посторонний заработок. При должном упорстве и везении можно выступать и за пределами страны, хорошие деньги получаешь и за написание песен на заказ.
 
Я вижу большую проблему в том, что очень много талантливых людей, которых я знаю, не поют или не пишут музыку, потому что слишком скромны или боятся осуждения. Это мешает талантам проявляться в нашей стране. Для этого даже не всегда нужно специальное образование: например, когда битмейкер знает нотную грамоту – это уже хорошо.

 

DOREUS 
Муса Алиев

Так как я изначально решил, что не буду ставить себя в жанровые рамки, все мои треки абсолютно разные. Наверно, поэтому мое звучание сложно охарактеризовать однозначно. Но мои слушатели часто отмечают, что в моих треках присутствует своеобразная теплота. Конечно же, люблю резать сэмплы – это интересно. Я нахожу нужные мне элементы в разной музыке: disco, funk, jazz и других жанрах. Думаю, это развивает мой кругозор как музыканта. Но, конечно, сэмплами я стараюсь не злоупотреблять.
 
Такова работа битмейкера: несмотря на определенные черты жанра, приходится взаимодействовать с большим количеством самой разнообразной музыки – у обычного композитора же рамок как таковых нет. Кроме того, битмейкеры напрямую зависят от исполнителя-вокалиста, для которого они пишут свои биты. А композитор может обойтись и без исполнителя, хотя зачастую именно сотрудничество с популярными вокалистами приносит композитору большой успех. Часто приходится работать с вокалом – в тех случаях, когда я делаю ремикс на тот или иной трек. Тогда я опираюсь на сам вокал, отталкиваясь от мелодии и мотива.
Что касается свежих релизов – я слежу за ними, стараюсь анализировать изменения, сравнивать, делать для себя кое-какие выводы. Музыкальные тенденции стремительно меняются, и хотелось бы не отставать от модного звучания, но я все же стараюсь внести что-то свое в каждый трек.
 
Я с удовольствием иду на сотрудничество с другими артистами и всегда готов работать с теми людьми, у кого есть свежие идеи. Для меня не имеет значения, насколько хорош он в написании музыки, самое главное – это идея. Последнее время я работаю с продюсерами Abi (из Актобе) и Ison (из Воронежа). У нас очень много совместных работ, которые мы до сих пор не выпустили. Но преимущество работы с этими ребятами в том, что мы знаем, что хотим получить в конечном итоге.
 
Несмотря на сложное состояние современной музыки, я уверен, что даже в нынешнее время музыкой зарабатывать возможно. Есть множество разных способов: можно выступать на мероприятиях, заниматься ghost-продакшном, продажей битов и аранжировок и многое другое. Главное – зарекомендовать себя в этой сфере как настоящего профессионала.

 

 

  • Вся одежда –
  • собственность героя.
  •  
  • Вся одежда –
  • собственность
  • героя.
  •  

QUMAN
Габит Нурмухамедов

Мне всегда сложно отвечать на вопрос о направлении, в котором я работаю – пишу музыку и исполняю ее. Для меня нет смысла писать только в одном стиле – цель должна состоять в чем-то ином. Мне интересна музыка в целом, поэтому пробую себя почти во всем, но склоняюсь к indie, pop, alternative. Не все из того, что я пишу, увидело свет – я много экспериментирую, смешиваю звуки и приемы, не слишком отходя от канонов.

Композитор ли я? Пока ответа нет. Как по мне, композиторы пишут музыку, концентрируясь больше на мелодии в целом, а битмейкеры больше ориентированы на ритм, чаще всего их творчество близко к hip-hop. Зачастую бит накладывается на уже готовый сэмпл, и от этого процесс несколько упрощается. Сам я раньше принципиально не использовал сэмплы. Честно говоря, и не умел с ними работать – потому что ярый поклонник живого звука и мечтал создавать все с нуля. Сейчас иногда использую сэмплы, но редко и на «подкрашивающих» ролях – считаю, что трек, построенный в большей степени из сэмплов, cтановится продуктом вторичным и особого ума ни со стороны музыканта, ни со стороны слушателя не требует. Но и назвать создание битов под сэмплы легким процессом тоже не могу. Что касается звучания – стараюсь, конечно же, отслеживать тренды, но не все модное мне нравится. Никогда не стремился модничать – у трендов есть свойство устаревать. А о слепом подражании и сказать нечего.

Зарабатывать одной лишь музыкой себе на жизнь сложно, но возможно. Не последнюю роль тут играют трудолюбие, талант – и, разумеется, удача. Если бы люди у нас в стране считали покупку музыки явлением в порядке вещей, то зарабатывать было бы проще. Но у нас другой менталитет – все и так в свободном доступе, зачем тратиться? Даже когда предоставляешь бесплатный доступ к музыке, с возможностью пожертвовать «на развитие» – это происходит очень вяло либо не происходит вовсе.

Лично для меня музыкальное образование никогда не было важным, я уважаю самородков. Не могу точно описать, что именно меня цепляет в том или ином музыканте, певце или композиторе, но почувствовать потенциал я способен. Либо мне нравится исполнение, либо оно не в моем вкусе. Приглашенных музыкантов и вокалистов я всегда мысленно проверяю на совместимость, сочетаемость со своим творчеством. Иногда это приводит к любопытным коллаборациям.

Нет артистов, с которыми я работал бы постоянно. Мне хочется меняться и проявлять себя с разных сторон, показывать публике всю палитру своего звучания. Но из тех, с кем я сотрудничал, люблю абсолютно всех – это очень разные и невообразимо талантливые люди, каждым из которых я восхищаюсь. Без них наши совместные песни не звучали бы так, как я их слышу у себя в голове.

Когда я работаю над песней, то люблю контролировать все. Даже в процессе записи голоса подсказываю, что и как исполнить. Иногда я даже начинаю писать основу для текста, но полностью слова доверяю писать только своей подруге Алие Шайназаровой. Разве что с Marty Crown было несколько иначе – я показал ей свои демо, на которые не успел придумать мотивы. Мне было интересно доверить эту часть работы ей, и результат превзошел все мои ожидания. Было волшебное чувство восторга от иного взгляда на трек, и это именно то, для чего стоит вообще сотрудничать.

 

FARLEON
Султан Каримов

Мне нравится создавать разную музыку, поэтому я не могу привязать себя к какому-то определенному направлению. Но из-за большой любви к funk и disco я часто использую элементы этих жанров в своей музыке, будь то запись игры на электрогитаре, звуки аналоговых синтезаторов и прочие характерные стилевые элементы.
 
Признаться, последнее время я не слежу внимательно за новинками и трендами, так как в своих сольных проектах стараюсь придерживаться собственного звучания. Думаю, это самое важное – чтобы твой саунд был узнаваем слушателем и выделялся на фоне других исполнителей. Вообще, сегодня один из главных критериев, говорящий о «крутости» бита – звучание. Трек может состоять из минимального набора звуков, но при этом так круто звучать, что прокачает зал по полной – на ум в качестве примера приходит трек Humble Кендрика Ламара. Но по большому счету все это вкусовщина – кто-то больше уделяет внимание ударным, кто-то – мелодичности.
 
Для качественной и результативной коллаборации важна как идея трека, так и музыкальные способности артиста. Важен и сам человек – необходимо находиться с ним на одной волне. Бывали случаи, когда работа над треком прерывалась из-за нелепых, казалось бы, разногласий, противоположных взглядов на финальный звук. Поэтому для меня человеческие отношения играют немаловажную роль в совместной работе.  Каждый из тех музыкантов, с кем мне доводилось работать лично, по своему интересен.  Близким по духу могу назвать проект Dropgun, из вокалистов это Jason Gaffner. В настоящее время активно сотрудничаем с Райханой Мухлис – уже написано несколько треков, которые скоро выйдут в свет. Также хотелось бы отметить творчество наших казахстанских ребят – Def Rock, Anymars, Eldar-Q, Doreus, Arikakito, Electric Child.  
 
Работа над треком у меня проходит примерно в таком порядке. Я максимально подробно прописываю трек до тех пор, пока мне не начнет все нравится. Если я чувствую, что на треке должен быть вокал – мы начинаем искать вокалистов и обсуждаем с ними дальнейшую работу. После того как и вокал записан, я прослушиваю его несколько дней, чтобы заметить каждую деталь, после чего могу внести финальные штрихи. Но иногда те вокалисты, с которыми я поддерживаю связь, присылают мне свои идеи, в воплощении которых я могу что-то переделать, исправить так, как это вижу я. Обычно это заканчивается тем, что я переделываю к чертям весь трек.
 
На самом деле в процессе написания трека настроение может поменяться множество раз. Вплоть до того, что ты можешь подумать: музыка – это не твое, пора завязывать. Можешь сломать не одну мышь, оставить без кнопок клавиатуру, и в самом конце, когда ты уже всей душою ненавидишь этот трек, нажать на заветную кнопку еxport.
 
И – я уверен, что музыкой определенно можно зарабатывать. Все зависит от самого музыканта. В наше время существует множество платформ, где битмейкеры могут монетизировать свое творчество, параллельно работая над собственными проектами.

  • Куртка, футболка, все ZADIG&VOLTAIRE;
  • брюки, NIKE
  • (BRUX STORE).
  •  

BEAT IT!

These musicians live in a clear and inimitable rhythm of their own melodies. They can call themselves beatmakers or composers, but it all comes down to one thing: because of them, the future of our music industry look rather fun. 

Photography Anvar Rakishev; Styling Ainur Jumabayeva; Grooming Taliana Shirak.

FARLEON
The process of writing a track can change your mood many times. Music is not for you, it’s time to quit. You can break more than one mouse and leave your keyboard buttonless, and at the very end, when you already hate this track with all your heart, click on the cherished ‘export’ button. I’m sure that you can definitely earn money with music – there are many platforms for beatmakers that allow you to financially gain from your work, while still working on your own projects.

DOREUS
Beatmakers, despite the certain specific features of the genre, have to work with a very diverse range of music – the usual composer on the other hand does not have frames or limitations as such. In addition, beatmakers directly depend on the vocalist. Composers can do without the performer, although a great collaboration with a popular singer can lead to a tremendous success.

QUMAN
Am I a composer? I have no answer yet. I think that composers concentrate more on melodies, while beatmakers are more rhythm oriented. Similar to hip-hop. The beat is often superimposed on an already existing sample and this makes the whole process somewhat simpler. I myself have not used samples in the past – I’m simply a fan of live sound. I think that any track built mostly from samples becomes a secondary product. 

CELESTIAL WHALES
When we collaborate with someone, the most important thing is the musician’s honesty and sincerity. We must believe in his work. The music must express the inner world of it’s author – if this world is dull, the music will be uninteresting as well. In that case, even a masterful technique can’t save you. Charisma – that’s what important. We, as producers, help to develop musical talents, this is our main function. 

ELDAR-Q
In my subjective opinion, the difference between a composer and a bitmaker is in how they view music in general. Bitmakers often use samples or elements from already existing tracks – they take them as a basis and create something of their own. Composers try to make music from scratch in order to make it possible to listen to it without any voice accompaniment.

ELECTRIC CHILD
Musicians always copied each other. You can call it inspiration or sampling. I like this synthesis of sounds – creation of something new literally from nothing. A wonderful track can be born from the noise of your washing machine, simply add some sound effects. That’s what I call chemistry! Sampling should only be used in vocals. I like turning vocal parts into melodies. All that is necessary is being unique, both fresh and unusual. 

JAMAL & GANJA
It’s fun to remember how it all began. Even as schoolboys we tried to record some tunes, later this hobby turned into a big professional interest. Today, for example, we are inspired by Kanye West – a grandiose experimenter from God. He brings new things to masses and he doesn’t care about mainstream opinions. That deserves respect, and that is why we share the same point of view on creativity.

 

 

 

 

 

 

comments powered by Disqus