Фантастичнее вымысла

Всегда считалось, что «большое» кино себе могут позволить лишь гиганты индустрии – обилие спецэффектов и звезд первой величины по карману далеко не каждому студенту или выпускнику киношколы.

Но приход новых технологий изменил все: теперь с помощью Интернета и краудфандинговых платформ можно собирать вокруг себя единомышленников и даже получать солидные бюджеты на реализацию собственных идей. Мы поговорили с молодыми и амбициозными режиссерами, не побоявшимися, вопреки отсутствию поддержки студий-мэйджоров, ступить на опасную территорию. Они твердо уверены – жанр русской научной фантастики не закончился на «Сталкере», а исполнить давнюю мечту можно и воспользовавшись старым добрым методом «с миру по нитке».


Краудфáндинг (народное финансирование, от англ. сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») – коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций для различных целей. Википедия


«ЛЕТО»
Антон Уткин, режиссер | Наталья Покровская, продюсер

Недалекое будущее. Военная медсестра должна доставить раненого мужа-офицера в тыл. Однако звонок из командования неожиданно ставит ее перед очень сложным выбором.

BLVD: Расскажите о вашем творческом коллективе.

Антон: Основной состав «Отдельного лета» — три человека, я, Ната и Анатолий; остальные люди появляются на разных проектах. При этом каждый из нас умеет делать сразу много вещей: я пишу сценарии, работаю режиссером и художником-постановщиком, снимаю, делаю черновую музыку и звук. Ната редактирует сценарии, монтирует, делает цветокоррекцию, занимается всем маркетингом и коммуникацией. Ну, и еще Ната — это наш продюсер. Анатолий — оператор-постановщик и гуру компьютерной графики и спецэффектов; перфекционист и человек с безупречным вкусом.

BLVD: Почему вы выбрали именно жанр фантастики?

Антон: Все просто: потому что в России приличную фантастику не снимают. Мы устали ждать и пошли снимать ее сами.

BLVD: Какие фантастические фильмы у вашей команды любимые?

Антон: Наши любимые фильмы – классическая трилогия «Звездные войны», «Луна 2112», «Примесь», «Интерстеллар», «Гравитация». Из старого русского – «Солярис», «Гостья из будущего», «Туманность Андромеды».

BLVD: Как появилась идея «Лета»?

Антон: Обычно я придумываю основную идею, а дальше все члены команды предлагают свои дополнения и улучшения, и в итоге создание каждой новой короткометражки — по-настоящему коллективный процесс.

 

BLVD: Чем вы с командой вдохновлялись во время написания истории?

Антон: Идея «Лета» появилась у меня несколько лет назад, она очень вольно пересказывает несколько эпизодов из моего прошлого. Я вдохновлялся работой родителей, которые работали врачами скорой помощи, своего деда, военного летчика, серией «Пространство откровения» фантаста Аластера Рейнольдса, старым советским фантастическим кино. Впрочем, старая советская кинофантастика в фаворитах практически у всей съемочной группы.

BLVD: Как вашей команде удалось привлечь в проект актрису Алену Бабенко?

Антон: Мы снимались для материала «Кино на коленке» телеканала «Москва 24». Ведущая Маша Князева узнала, что мы ищем сильную актрису на наш следующий проект, и предложила познакомить нас с Аленой. Оказалось, что Алена тоже любит фантастику; ей понравился сценарий, и работа началась.

BLVD: Не возникало сложностей с тем, как заинтересовать энтузиастов для работы на проекте?

Антон: Если у людей есть энтузиазм, заинтересовывать их уже нет нужды. 

BLVD: В каких жанрах еще планируете поработать?

Наталья: Мы не расстаемся с фантастикой, ведь это всего лишь прием, в рамках которого можно исследовать самые разные жанры. Сейчас собираемся снимать короткую романтическую историю – разумеется, с элементами фантастики.

BLVD: Каковы на ваш взгляд плюсы и минусы краудфандинговых площадок и вообще сбора средств на создание кино среди потенциальной аудитории?

Наталья: Главный минус краудфандинга – очень много времени и сил уходит на организацию сбора средств и общение с прессой и публикой. Главный же плюс – кроме денег, вы получаете обязательства перед теми, кто поддержал вашу кампанию. Это хорошо стимулирует вашу работу.

BLVD: Что необходимо сделать начинающим кинематографистам для того, чтобы успешно собрать средства на свое кино?

Наталья: Начинающим кинематографистам нужно запланировать каждый шаг кампании по сбору средств; постоянно взаимодействовать с аудиторией на протяжении кампании, чтобы все, кто вас поддержал, чувствовали себя причастными к процессу и привлекали новую поддержку.


«МАЛЫШ»
Артем Деревянко, режиссер
 
После поражения в войне с инопланетным захватчиком и последовавшей экологической катастрофы, человечество, лишенное всех ресурсов, ведет борьбу за выживание. Ключом к восстановлению баланса является оставленная техника вторженцев, но лишь единственный человек на планете – ребенок, росший в одной из зон поражения – может обуздать инородную энергию и спасти свою планету от гибели.

BLVD: Артем, расскажи о проекте «Малыш». Как появилась идея взяться за создание кино именно в таком, довольно сложном жанре?

Артем: По глупости. Кто-то даже однажды заметил: «Ты собрал самые сложные в кино вещи – фантастика, съемки в экспедиции, на природе, детей и животных». А если серьезно, то я просто хочу снимать то, что мне самому нравится. Но первый пункт при этом никто не отменял.

BLVD: Чем помимо творчества Стругацких ты вдохновлялся во время написания истории?

Артем: Меня вдохновляли хорошие сказки. Очень люблю Миядзаки – у него много про постапокалипсис, детей и вечные ценности человечества. Доброту, и – что для меня очень важно – связь с природой. У него много любви к Земле, к Природе – и мной тоже это движет.

BLVD: Насколько сложно было собрать команду для создания такого проекта? Ведь нужно как-то заинтересовать людей.

Артем: И легко, и сложно. Благодаря интернету и «теории шести рукопожатий» проект притянул много людей. Гораздо труднее понять – кто из тех, кто написал тебе, обладает достаточным опытом и ответственностью, чтобы не бросить все на полдороги – а такое случалось много раз. Методом проб и ошибок постепенно выкристаллизовалось ядро команды – тех, кто работал в проекте уже много месяцев – и стало гораздо легче. А до этого только собственный стержень помогал держаться.

BLVD: Как вашей команде удалось привлечь в проект Алексея Серебрякова?

Артем: Как я говорил ранее, глупость – главный двигатель прогресса. Я просто ему позвонил. Добыл телефон у знакомых киношников. Он мне не ответил, и я подумал «Ну вот, звезда, конечно». Потом пришло смс с электронным адресом. Я отправил огромное письмо с описанием проекта, сценарием, синопсисом, фотографиями. Алексей лишь ответил «Буду в Москве такого-то числа, снимем». Мне показалось, что он чего-то не понял, ведь это бесплатно. Я написал еще одно письмо, объемнее прежнего, на что он в своей лаконичной манере ответил: «Артем, я все понял еще в первый раз. Давайте снимем».

BLVD: Ты планируешь для начала снять короткометражку, и уже после собрать средства для создания полнометражного фильма или мини-сериала. А насколько реально заинтересовать зрителя и собрать деньги на историю таких масштабов и, что важно, такого жанра? Как мне помнится, серьезный ажиотаж на краундфандинговых платформах смогла произвести лишь картина о 28 панфиловцах, но это уже другая категория.

Артем: Все в жизни – эксперимент. Но не будь надежды собрать средства, я бы этим не занимался. Мне кажется, у нашей истории – и истории нашего проекта – огромнейший потенциал и нам грех жаловаться, ведь люди нас поддерживают. Все дело в периоде подготовки краудфандинг-кампании. От того, сколько сил в нее вложено, будет зависеть и охват аудитории, которая поддержит материально. Тизер у нас хороший, не стыдно людям показывать. Мы как... китайцы – медленно, но верно, пядь за пядью. Нас не остановить! (смеется) Ну и «28 панфиловцев», конечно, мотивируют.

BLVD: Каковы на твой взгляд плюсы и минусы краудфандинговых площадок?

Артем: Да никаких минусов. Без этих площадок мы бы и мечтать не могли о том, чтобы сделать такой проект. Сплошные плюсы. Это отличный шанс. А что еще нужно? Не ключи же от квартиры, где деньги лежат. Хотя если у кого есть – приму.

BLVD: В сообществе, посвященном «Малышу», сказано, что вы также и не против государственного финансирования. Но при серьезной поддержке возможно и такое же серьезное давление. Готов ли ты к этому?

Артем: Пока я с таким не сталкивался. У нас разработанный проект, он все больше детализируется. Все больше людей в курсе того, что это такое, и, соответственно, давить, чтобы что-то поменять – смысла все меньше. Но при этом я всегда прислушиваюсь к советам и предложениям. Если что дельное предложат – почему бы и нет.

BLVD: Расскажи о планах после «Малыша». Что еще хотелось бы реализовать?

Артем: Хочется снять мультфильм. Как у Миядзаки, только с современными технологиями. И еще есть сценарий большого блокбастера, «духовного», по буддийским мотивам, с захватом истории от древнейших дней до далекого будущего. И еще хочу сделать много маленьких мультиков душевных – пластилиновых, например. Я знаю аниматоров, которые делают лучшие на свете мультфильмы, но их, кроме посетителей фестивалей никто и не видит. Вот где настоящее творчество. А Голливуд пусть и дальше пляшет вокруг трех с половиной идей и боится вылезти за рамки фокус-группы.


«ВТОРАЯ ЗЕМЛЯ»
Артур Михеев, режиссер

Группа астронавтов по ошибке оказывается на планете, аналогичной Земле. Она населена гуманоидами, некогда совершившими эволюционный скачок, и теперь обладающими способностью к телекинезу. На незваных гостей, разумеется, тут же начинается охота.

 

BLVD: Артур, расскажи, как ты решил взяться за такой сложный проект?

Артур: Мне всегда хотелось снять свой научно-фантастический фильм. Я вырос на этом жанре. Так сложилось, что почти все мое творческое окружение разделяет мои пристрастия. Именно поэтому мы собрались и решили, что хотим попробовать снять такое кино сами. Опыта в съемках у нас на тот момент было достаточно – не было лишь денег, а совсем без них снять что-либо вряд ли бы вышло.

BLVD: Как появилась идея?

Артур: Идея «Второй Земли» появилась после того, как я наткнулся в интернете на статью, посвященную Антиземле (или Противоземле) – небесному телу, якобы находящемуся с противоположной стороны солнца и двигающемуся синхронно с нашей Землей. И я просто начал фантазировать: а что, если на этой планете тоже живут люди такие же, как мы. И они также, как и мы, не знают о том, что совсем рядом с ними есть иная форма жизни. Меня всегда забавляло, что, представляя инопланетян, люди рисовали в своем воображении серых или зеленых человечков. Возможно, всему причиной заложенное в меня с детства убеждение, что все мы созданы по образу и подобию Господа. И «мы» в данном случае – это не только жители одной маленькой планеты в бескрайней Вселенной. Кроме того, меня вдохновлял образ планеты Нибиру, которая якобы время от времени пролетает в непосредственной близости от нашей планеты.

BLVD: Какой цели вы хотели добиться?

Артур: В первую очередь, мы просто очень любим научную фантастику. Мы знаем, что в нашей стране очень много поклонников жанра, однако подобные фильмы у нас производятся крайне редко в силу их дороговизны. Нам бы очень хотелось, чтобы нашу работу увидело как можно больше молодых режиссеров и, возможно, вдохновилось бы этим. Ведь, чтобы снимать кино, вовсе необязательно иметь поддержку Фонда кино и миллионов пятьдесят в кармане. Конечно, если есть поддержка и деньги, это замечательно, но даже их отсутствие не является серьезной помехой.

BLVD: Вы снимали свой материал только силами своей команды One Side Media или привлекали людей со стороны? Как получилось заинтересовать участвующих?

Артур: Помимо ребят из One Side Media мы привлекали к работе и молодых актеров ГИТИСа, среди которых есть даже преподаватель актерского мастерства. Я изначально отказался от идеи привлекать кого-то без опыта и каких-либо умений. Особенно это касается актерского состава, потому что от того, насколько хорошо играют актеры, будет зависеть и то, насколько сильно зритель сможет поверить в твою историю. Конечно, наши актеры – не голливудские звезды, но у каждого из них за плечами несколько лет театра и годы обучения. Не могу сказать, что было трудно их заинтересовать: все они, как и мы, очень любят кино.

BLVD: Как вы планируете выпустить фильм? Еще не вели переговоров с крупными игроками местного кинорынка?

Артур: Есть некоторые планы на онлайн-кинотеатры, однако загадывать не буду. Однако, изучив вопрос подробно, мы поняли, что снять фильм куда проще, чем его прокатить или выпустить.

BLVD: Расскажи об опыте сотрудничества с краудфандинговыми площадками.

Артур: Краудфандинговые площадки это удобно: все собрано в одном месте, с удобной системой оплаты. Кроме того, в случае, если проект провалится и не соберет нужной суммы, вам вернут ваши деньги. Однако не стоит питать иллюзий: недостаточно просто выложить проект, каким бы замечательным он ни был, и ждать, что деньги сами начнут идти в карман. Необходимо заниматься продвижением фильма – в социальных сетях, пытаться пробиваться в СМИ и так далее. Также необходима аудитория, которая дала бы стартовый толчок проекту. К минусам же относится то, что такие площадки, разумеется, берут себе определенный процент от сборов. Это тоже стоит учитывать при просчете необходимой вам суммы.

BLVD: Что необходимо сделать начинающим кинематографистам для того, чтобы успешно собрать средства на свое кино?

Артур: Необходимо заинтересовать зрителя любыми способами. Ведь зритель не просто ставит «лайк», не просто подписывается на обновления, он отдает вам свои деньги. Нужно показать ему, что тебе можно доверять и что эти деньги уйдут исключительно на дело. Ну и, конечно же, нужно делать качественный продукт и ни за что не сдаваться. Ни при каких условиях.


«ЦЕНЗОР»
Константин Шелепов, режиссер

В будущем, где виртуальная реальность стала самым популярным видом развлечений, абсолютный реализм происходящего в компьютерном мире рискует стать большой проблемой: тонкую грань между игрой и реальностью легко не заметить. Поэтому для контроля над производителями игр и их клиентами создается специальный отдел «Ц», состоящий из безжалостных цензоров.

BLVD: Начнем с главного. Расскажи о «Цензоре». Насколько я знаю, это экранизация рассказа.

Константин: Да, это экранизация одноименного рассказа Ивана Тропова. Я прочел его давно, году в 2006. Я еще тогда подумал, что здорово было бы по нему снять короткометражку. Но тогда кроме желания больше ничего не было, поэтому я вспомнил о нем лишь спустя время.

BLVD: На что ты рассчитывал, запуская проект? Какие цели перед собой ставил?

Константин: Главная цель – снять хорошее интересное кино, которое с удовольствием могло бы посмотреть большое количество людей. И если наш путь кого-то вдохновит, мы, конечно, будем только рады.

BLVD: Чем ты вдохновлялся во время визуализации этой истории?
Константин:
Ну, собственно, создание фильма еще не закончено, итоги еще рано подводить. Я смотрю много разного кино, стараюсь анализировать и разбирать фильмы с точки зрения операторской работы, режиссуры. Сам процесс съемок помогают понять различные фильмы о фильме, интервью режиссеров и другие подобные материалы.

BLVD: Как проходил набор команды?

Константин: Это очень сложно. Найти людей, которые бы поверили и в тебя, и в сам проект – это дело далеко не пяти минут.

BLVD: Судя по трейлеру, «Цензор» будет очень жестким. Не боишься обвинений в пропаганде жестокости и насилия?

Константин: Дело в том, что оба трейлера я монтировал на основе не всего фильма, а лишь сцен, которые были к тому моменту сняты, поэтому в сюжетном плане трейлеры показывают лишь малую часть фильма. Тем не менее, фильм жесткий. Но при этом он абсолютно не пропагандирует жестокость, а наоборот – рассказывает как раз о борьбе с этой пропагандой насилия и жестокости и о том, какими путями она ведется. В итоге, конечно, все закончится хорошо. Не классический хэппи-энд, конечно, но по сути зло будет повержено, а добро восторжествует.

BLVD: Как ты сам относишься к насилию и жестокости в компьютерных играх и кино?

Константин: Мне кажется, проблема сильно надумана, хотя, наверное, возрастной рейтинг у фильмов и игр все же должен быть. Но при этом рейтинг не должен превращаться в цензуру. Много фильмов испортило именно это ограничение, желание максимально расширить аудиторию.

BLVD: Какие фантастические фильмы у тебя любимые?

Константин: Никогда еще не удавалось среагировать и ответить на этот вопрос сходу (смеется). Мне нравятся фильмы про космос: недавний «Интерстеллар», классические «Чужие», «Пандорум»; люблю также «Пиджак», «Исходный код». В общем, хороших фильмов много.

BLVD: Раз твое кино затрагивает игровую индустрию, то давай вспомним и любимые игры.

Константин: Недавно я прошел на одном ды-хании «Одни из нас» – очень здорово. Это кино, в котором ты сам принимаешь участие.

BLVD: Вернемся к фильму. Доволен ли ты результатами краудфандинга?

Константин: Да! Это просто чудо, что нам удалось два раза на двух разных площадках собрать нужные суммы! Это значит, что в фильм верят и фильм ждут.

BLVD: Главный вопрос материала. Какие ты можешь выделить плюсы и минусы краудфандинговых площадок?

Константин: Плюс краудфандинга в том, что ты можешь, не имея ничего – ни имени, ни опыта – собрать бюджет на воплощение идеи, найти единомышленников, коллег. Краудфандинг также позволяет оценить заинтересованность аудитории в твоем проекте. Еще, как ни странно, это очень хороший маркетинговый инструмент.

BLVD: Поделись опытом с теми, кому еще предстоит запустить кино своей мечты на подобной платформе.

Константин: Самый лучший способ – что-либо снять к началу кампании. Это может быть любой демонстрационный материал. Мало просто расписать, какой будет интересный фильм, нужно, чтобы зритель уже немного окунулся в историю. Также не стоит пренебрегать интересными вознаграждениями в разной ценовой категории. Большинство авторов игнорирует это, и совершенно зря. 


Интервью | Александр Медведев

Фото | Соня Петрова (Москва), Данил Ярощук (Санкт-Петербург)

Стиль | Ира Головко

 

 

comments powered by Disqus