Интимный дневник

Творческая деятельность Мило Мойре всегда вызывает резонанс: большинство своих перформансов девушка исполняет обнаженной.

Одно из наиболее скандальных ее выступлений – Plop-Egg Performance («Живопись падающими яйцами»), во время которого художница «рожала» яйца, наполненные краской, стоя над белым холстом на ярмарке «Арт-Кельн» в Германии – превратило ее в настоящую звезду не только в кругах ценителей contemporary art, но и среди интернет-пользователей. Подробнее о любви Мило к обнажению, ее творческих ориентирах и тонкостях арт-бизнеса – в нашем интервью.

BLVD: Мило, для начала расскажи нам о том, как ты пришла в профессию?
Мило:
Я не могу сказать, что была какая-то отправная точка, скорее на меня повлияли внутренние процессы, которые впоследствии обрели внешнюю форму. Будучи ребенком, я любила передавать свои чувства и эмоции через картины, я постоянно рисовала. Я была движима желанием наблюдать за людьми, поглощать и анализировать человеческие действия на глубоко эмоциональном уровне и ставить под сомнение общепринятые нормы.
Большое влияние на мое увлечение перформансом оказала Марина Абрамович. Все началось с того, что я услышала по радио интервью с ней… И была очарована ее смелостью и художественной силой ее тела. В тот момент я начала искать и развивать идеи для своих перфомансов. Еще на меня очень повлиял шаманский дух и революционные взгляды Йозефа Бойса (немецкий художник, один из главных теоретиков постмодернизма – BLVD).

BLVD: Ты получила степень по философии. Почему ты забросила философию и подалась в современное искусство?
Мило:
Мой бойфренд Питер Палм – известный фотограф – повлиял на мое решение заниматься искусством. К концу учебы я дала волю своей интуиции и, как только защитила диплом в конце 2011 года,  полностью окунулась в концептуальное искусство.

BLVD: Как у тебя проходят творческие процессы? С чего начинается создание того или иного проекта?
Мило:
Каждый проект начинается с размышлений и фантазий, в основном это происходит, когда я принимаю душ или перед сном. Чаще всего в моих работах сочетаются каждодневный человеческий опыт и мое знание философии. Я – концептуальный художник, и главные аспекты моих работ – это универсальный язык символов, обнажение и социализация.
Я рисую в студии, исследую что-то или делаю диджитал макеты почти каждый день. К своим будущим перформансам я готовлюсь очень скрупулезно и это занимает много времени. Я проверяю все: место, правила, материал и так далее. Представляю ситуации, которые потенциально могут произойти, пытаюсь усмирить свои страхи.

BLVD: Один из наиболее известных твоих проектов – это перформанс Plop-Egg. Расскажи, что служило тебе вдохновением?
Мило:
Начиная работать над новым проектом, каждый художник сталкивается с пустым холстом и расплывчатым чувством страха. В один из таких моментов я спросила себя: «Каково это – физически создать новую картину или проект? Родить ее, если хотите. И как бы я могла передать идею «рождения искусства» с помощью одной из своих работ?» Я обдумывала эти вопросы целый год, прежде чем мне пришла в голову идея сделать Plop-Egg Performance. Яйцо и вагина связаны между собой в уникальном символизме. Как еще я могла донести идею «рождения искусства», если не с помощью них?

BLVD: Многие твои перформансы очень откровенны и подразумевают появление тебя обнаженной на публике. Почему ты работаешь именно в этом направлении?
Мило:
Я исполняла свои перфомансы голой с самого начала, потому что идеи всегда зарождаются у меня в голове в качестве какого-то ощущения, и донести эти идеи до других людей я могу только с помощью своего тела. Для меня обнаженное человеческое тело – это нейтральный холст и возможность стать ближе к людям. Без оболочки наши тела развивают максимальную способность передавать чувства и эмоции, обретают свою примитивную натуру. Прямая встреча с обнаженным телом открывает дверь к близости. Я убеждена, что, если людей волнует даже вид голой кожи, требуется невероятная смелость, чтобы заглянуть вовнутрь и столкнуться с человеком напрямую.

BLVD: К слову о смелости и способах преодолеть страх. Тебе бывает некомфортно выступать обнаженной? Как ты с этим борешься?
Мило:
Перед началом перформанса я всегда нервничаю, но как только начинаю – сразу концентрируюсь на процессе, и волнение улетучивается.

BLVD: Какое основное сообщение ты пытаешься передать через свои работы? Согласно большинству источников, все твои работы демонстрируют креативную силу женственности. О чем еще ты стараешься рассказать?
Мило:
Я ставлю под сомнение общепринятые нормы, пытаюсь расширить границы мышления и создать новое восприятие либеральной мысли. Я убеждена, что парадокс является центром духовного развития. Кроме того, для меня очень важен обмен между искусством и реальной жизнью. Искусство не должно оставаться за стенами учреждений, потому что его главное достоинство – это умение прорываться через границы и создавать новые возможности.

BLVD: Из-за того, что ты выступаешь обнаженной, некоторые твои фанаты могут воспринимать тебя не как художницу, а как сексуальный объект. Что ты об этом думаешь?
Мило:
Я – создатель и главное действующее лицо своих перформансов. И я на 100% ощущаю себя художницей, артисткой, предметом своего искусства. Обнаженные мужчины или женщины не являются для меня чем-то плохим или хорошим, для меня это не порно. Меня даже удивляет то, как людей шокирует обнаженное человеческое тело; казалось бы, цифровая эра создала абстрактное представление о нем. Как и в различных неудобных ситуациях, мы должны освободить самих себя от одномерных стереотипов, по крайней мере, ментально. Ведь обнаженное тело, мужское или женское, может рассказать очень много историй и быть представлено в совершенно разных формах.
Зачастую искусство не имеет абсолютного значения, это абстракция. Вид обнаженного тела – это возможность развиться в эмоциональном смысле, наплевав на ограничения морали. И иногда это требует более зрелого мышления. А те, кто этого не понимает, упускают очень многое.

BLVD: Ты когда-нибудь получала негативную реакцию на свое творчество? Между искусством и порнографией очень тонкая грань, и многие наверняка думают, что ты ее перешла.
Мило:
Является ли то или иное порнографией, обычно определяют культура или тренды. Вы можете мне сказать, являются колени, соски, вульва сами по себе порнографией или нет? Честно говоря, в своих работах я ориентируюсь только на себя. Я считаю искусством то, что я делаю. Но, должна признаться, мне нравятся сатиристические проявления сексуальности, меня привлекает чувство непохожести и восхищает нравственная сдержанность в произведениях искусства, у Пола МакКарти, например. 

BLVD: Современное искусство очень популярно в наши дни, и многие Модные дома и модельные агентства сотрудничают с представителями этого течения. Тебе поступают такие предложения?
Мило:
Я работала моделью, будучи студенткой, чтобы иметь возможность платить по счетам. Если мне все будет нравиться, я и сейчас открыта к предложениям сниматься в качестве модели. А по поводу бизнеса: быть художником – это и так бизнес.


Текст | Жанна Мустафина

Фото | Питер Палм

comments powered by Disqus