В погоне за будущим

В Венеции прошло открытие одного из самых значимых событий в области современного искусства

Начало конца провозгласил куратор основной программы 56й Венецианской биеннале Окуи Энвезор. С серии принтов  Фабио Маури под общим названием The End начинается основной павильон в садах Джардини. Концом эпохи пропитана вся биеннале в этом году, предчувствие каких-то глобальных перемен не оставляет зрителя при посещении всей выставки достижений мирового современного искусства.

При том, что общая тема всей выставки All the World’s Futures, которую можно условно перевести на русский язык как «Все будущие судьбы мира», самому будущему отведено не так много места. Наоборот, складывается впечатление, что мы можем, в лучшем случае, говорить о настоящем, а в большинстве случаев уже только о нашем прошлом. 

Большая часть экспозиции основного павильона в Джардини отведена той или иной интерпретации идей марксизма, а труды самого Карла Маркса беспрерывно зачитывают вслух. 

Привкус смерти капитализма особенно остро чувствуется в декорациях абсолютно гедонистической Венеции, на набережных залитых просекко, среди многочисленной публики формата dolce vita. 

Особенно много вопросов о настоящем человечества поставлено в рамках довольно эклектичной выставки в Арсенале, которую также курировал Окуи Энвезор. Список художников, показанных  здесь, включает Брюса Наумана, Георга Базелица, Филиппа Паррено, Изу Генцкен и еще несколько десятков важных имен. Обилие предметов искусства, которые удалось собрать в стенах одной площадки, несколько настораживает. Уделяя каждому даже всего по несколько минут, существует риск получить тепловой удар от желания понять все смыслы, заложенные в него. 

Кроме основного проекта биеннале на своем 122-м году существования объединила 89 национальных павильонов, среди которых, к сожалению, до сих пор не представлен Казахстан. Исходя из тематики всего арт-события, по всей видимости, будущее современного искусства за частными инициативами, ведь именно благодаря им отечественные художники не остались без внимания в Венеции.

Так, Общественное Объединение «Евразийский Культурный Альянс» (организатор ARTBAT FEST) провело однодневную квартирную выставку «Павильон ограниченной ответственности».

«С чего началась эта выставка?», – задается вопросом один из кураторов выставки, украинский художник Никита Кадан. И сам же отвечает: «Реакция на стечение обстоятельств (одновременное присутствие инициаторов в Венеции в дни открытия биеннале), импровизация, придумка, всплывшая в досужем разговоре. Отсюда и выросла тематизация «частного дела», «ограниченной ответственности», безответственного, или, точнее, внеответственного. Форму этой выставке придали и ожидания, проецируемые местными художественными средами на художников и кураторов, «представляющих страну» на биеннале в Венеции, выставке-реликте национальных представительств в современном искусстве. В постсоветских странах ожидания эти особенно сильно окрашены фрустрацией, тревогой и требовательностью. В то же время культурные бюрократии постсоветских стран чаще всего не могут и не хотят обеспечивать те мощности, которые востребует машина художественного производства и показа неолиберальной эпохи. Результат: «фасадный» тип работы, сверхэксплуатация, превращение «представительства» в пустой чиновничий ритуал, безысходность упомянутых ожиданий, которые со временем начинают поедать сами себя».

Кроме этого, по мнению Никиты, выставка стала комментарием к совершенно конкретным институциональным сюжетам последнего времени: завершению истории Центральноазиатского павильона, который объединял художников именно региона, а не национального государства, и отсутствию на нынешней биеннале не только национального павильона Казахстана, но и павильонов других центрально-азиатских стран. 

«Кружение по краю «пустого места» государственного представительства может как помочь описать, сделать видимым контур этого места, так и стать самостоятельным частным занятием, не ищущим внешних целей», – замечает художник.

В то же время, как полагает со-куратор «Павильона ограниченной ответственности» Владислав Слудский, данная выставка «является как бы инверсией институализированной и академической биеннале, где каждый художник, выставляемый в павильоне, невольно или сознательно становится глашатаем своего государства». «Над нашей дверью не висит флаг и попытка этой выставки встроить себя в общую культурную ситуацию этой биеннале носит скорее индивидуальный, чем системный характер. Диалог, впрочем, существует даже в отсутствие платформы для диалога, а это значит, что нужно как можно скорее создать условия для его поддержания и продолжения», – уточняет Владислав. 

Молодые художники из Казахстана по инициативе международной организации IADA имели возможность пройти серию мастер-классов известных художников. 

Свои работы в рамках параллельной программы 56-й Венецианской биеннале показали Сауле Сулейменова (проект Self) и Алмагуль Менлибаева (проект «Союз огня и воды», организованный азербайджанской некоммерческой организацией YARAT).


Текст: Василиса Телеуова

comments powered by Disqus