МУЖЕСТВЕННОСТЬ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

Мужественность и женственность, по сути - разделения, которые мешают человеку быть человеком. Понятно, кому и зачем нужна мысль о сильном и слабом полах сегодня, но если обратиться к прошлому, можно увидеть, что эти незыблемые глупости почти не изменились

Два основных типа мужественности сформировались очень давно: главный - мужчина-воин - и второстепенный - мужчина-жрец. Воин - всеобъемлющий тип с соответствующими стандартами поведения в семье, обществе, дома. Жрец - несколько особый тип, например, он издревле носит длинные одежды, похожие на женские.
Как бы то ни было, мужчина всегда знал, что он мужчина. Его место в обществе сформировалось очень рано.
Но надо понимать, что это знание сильно отличается от гендера. Во-первых, понятие «человек» почти во всех европейский языках - это существительное мужского рода. Кроме, как ни странно, украинского, где «человек» женского рода - людина. Man, Der Mensch, human, homme, adam, gizon, човек, ember, киши - все это человек, человек-мужчина. Человек - это почти всегда мужской род, то есть сам по себе человек - это мужчина. Женщина, следовательно, не являлась человеком, она стала человеком в конце XIX, фактически - уже в XX веке. До этого она не позиционировалась как человек.
С другой стороны, мы помним, что был просто человек. А мужчина и женщина - такого не было. При этом очевидно, что мужчина - это не просто человек, это история. А женщина - это нечто специфическое. Даже когда женщина занимала место, которое должен занимать мужчина - скажем, престол - она как бы выполняла роль мужчины. Ведь такой социальной роли, как женщина на престоле, не было. Существовали две подходящие для этого роли: либо женщина как мужчина, когда она правит, либо женщина как супруга правителя.

Так зачем было мужчине осознавать себя, как мужчину, если он знал, что он человек? Это возникало позднее и связано было исключительно с появлением андрологии - исключительно мужского раздела медицины. Фактически только во второй половине XX века появилась возможность изучать организм мужчины не как человека, а как одной из разновидностей человека. Чем он болеет, какая у него психология? Интересно, что сегодня вы с трудом найдете работы, которые бы выясняли, что такое мужская психология. Потому что воспринимается она как просто человеческая психология. А медицина ушла немножко вперед - ушла от образа мужчины как человека, у которого отбойный молоток внизу, и выяснила, что у него есть целый ряд специфичностей, в том числе - и болезней.

Но психология нас не интересует. Интересует общественно-социальный контекст в истории. Неужели так поздно пришлось осознавать, что ты представитель пола, а не человечества? Выходит, что да.
Вы анатомию проходили в школе? Проходили. Помните была такая картинка - контурная фигурка человека? Это же мужчина. В таких условиях человек не может осознать себя мужчиной. Он с детства осознает себя человеком, но с некоторыми особенностями. Мужчина должен быть солдатом, воином, храбрым, не должен плакать, как девчонка. Мужчина должен быть человеком, а не женщиной. И сейчас - то же самое.

Никакой мужественности, выходит, не могло быть, могла быть только человечность? Это очень хитрый момент. Конечно, человек - это мужчина, но ведь и женщина худо-бедно тоже рядом существует, и человек должен быть противопоставлен женщине. Женщина слаба, а человек, то бишь мужчина, силен. Здесь тождество понятий «человек» и «мужчина», а женщина - это отдельно. Человек-мужчина ей противопоставлен. Такая ситуация - человек может осознавать, что он мужчина, только в том случае, если мужчину и женщину рассматривают, как равноценные понятия вида «человек». Вот, скажем, есть самец, и есть самка. Но никто так не рассматривает.

Наследственные права у женщин были еще в Древнем Египте, Месопотамии и Ассирии, у них были даже жреческие права, что уже приближается к мужской роли, но при этом женщина как человек не рассматривалась.
Совершенно не получается говорить о мужественности, не противопоставляя ее женским качествам. Неужто ее, как таковой, не существует? Любое понятие может оказаться запертым в рамки противопоставления. Когда мы говорим – «умная мысль», мы подразумеваем, что где-то есть глупая мысль. Во всяком случае, мужественность мыслима, только если существуют женские свойства.

Что говорить о мужественности, если это данность? Женщина - нечто специфическое. И прямо противоположное мужчине. Хотя в культуре иногда признаются некоторые позитивные качества женщины, но эти позитивные качества хороши, когда они служат мужчине, то есть человеку: нежность, ласковость, покорность, внимание. Когда женщина в культуре пытается узурпировать мужские права, она оценивается негативно.

Теорию некогда существовавшего матриархата сейчас мало кто разделяет. Ученые сходятся в том, что никакого матриархата мы никогда не имели. А знаменитые Костенковские венеры - такие большие женщины. Фигурки не человека, а женщины.
Мужественность в итоге - это все. Мы говорим, что Жанна Д’Арк была мужественной – не случайно она носила мужской костюм, она как бы вошла в роль мужчины. Вот, скажем, офорт Гойи: какое мужество - женщина стреляет из пушки. То есть, когда женщина берет на себя роль мужчины, к ней применимо понятие мужества, в остальных случаях - нет.

Мужественность только тогда бывает, когда есть немужественность. Поэтому не удастся вспомнить какие-то выдающиеся работы о мужественности в истории, ведь это работы о единственности. В сущности, это монизм. Человек - это мужчина. А мужчина и женщина - это нечто подобное человеку - и животному. Именно так: множество культур позиционирует женщину как животное. И, к слову, тоже наделяет мистическими и тотемными качествами, как некоторых животных.

Есть еще интересная позиция - женский предок. Потусторонний и полусказочный. К нему приходит Иван-царевич - его встречает старуха, лежащая в деревянной колоде на высоких шестах с крючковатым носом, обращенным в небо. Тяжело женщине вырваться из связки с проводниками между мирами, зверьми и мертвыми. Обратимся к античности: волчица вскармливает Ромула и Рема. Мать - женщина, животное, которому надо быть благодарным за вскармливание и тепло.

Итак, в историческом контексте нет ничего, кроме мужского. Поэтому была создана специальная гендерная история: женщина в семье, женщина как воспитатель малолетних детей. Не очень интересная. Про сиамских близнецов или ученых воронов почитать было бы занятнее. Но если нет оппозиции с женственностью, то никакой мужественности нет вообще.

Единственная зацепка, какая нам досталась, это момент в истории, когда мужчинам пришлось осознать себя как всего лишь пол - в середине XX века вследствие феминистских движений и движений за права женщина. Но здесь мы, безусловно, имеем ситуацию с понижением статуса. Мужчина, который становится наравне с женщиной - это меньше, чем мужчина, который просто осознает себя человеком.

Естественно, этому процессу сопротивляется и культура, не желает его принимать и язык. Не случайно во всех европейских языках есть такое выражение: разве ты женщина?


Текст | Сандро Радаев.

Иллюстрации | Леонид Хан.

 
 

 

comments powered by Disqus